> XPOHOC > СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
ссылка на XPOHOC

Юрий Данилец

 

СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ

XPOHOC
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Юрий Данилец

Православная церковь константинопольской юрисдикции в Закарпатье в 1938-1944 гг.

Михаил Михайлович Попов.

В статье анализируются главные аспекты деятельности администратора православной церкви М.Попова: организация венгерской автокефальной церкви, борьба за власть и взаимоотношения с государственными и церковными деятелями. М. Попов объединил православное духовенство под одним руководством и провел целый ряд реформ направленных на усиления православной церкви.

Период (конец 1930- начало 1940-х гг.) в Закарпатье был чрезвычайно нестабильным. После свержения венгерскими войсками правительства независимой Карпатской Украины на территории Закарпатья была установлена военная администрация. Православная церковь оказалась заложницей международных событий и попала в эпицентр борьбы между Венгрией и Югославией. Следует отметить, что религиозная ситуация в Закарпатье в этот период была сложная. Около 61,9 % населения принадлежало к униатской церкви, 17,2 % – к православной церкви, часть верующих относились к иудейской, католической, евангельской и другим церквям. Среди православных, начиная с 1920-х гг. проводили свою деятельность две церковные юрисдикции – сербская и константинопольская. Представители этих направлений вели между собой борьбу. Признание и поддержку чешского государства в 1920-х гг. получила сербская юрисдикция, к которой принадлежало подавляющее большинство духовенства.

Вопрос о деятельности М. Попова на должности администратора православной церкви в Закарпатье во времена венгерского режима в определенной мере уже рассматривался историками. Правда, в настоящее время отсутствуют обобщающие научные труды, которые бы в полном объеме раскрывали положение православной церкви в тот исторический период. Среди научных публикаций следует назвать статью О. Данка, посвященную церковно-государственным отношениям на Закарпатье в 1938-1944 гг. [Данко О. Православна церковь на Закарпатье // Закарпатья под Венгрией 1938-1944 гг. / Упор. и предисл. В. Маркуся и В. Худанича. – Ужгород: Ґражда, 1999. – С. 165-181]. Автор бегло анализирует деятельность М. Попова и приходит к выводам, что „Закарпатская Православная Церковь прошла путь от преследуемой церкви к церкви, поддерживаемой венгерской властью” [Данко О. Указ. сочин. – С. 177]. Заслуживают на внимания и публикации О. Хланты и Р. Официнского, в которых ученые проследили основные аспекты деятельности М. Попова, акцентируя внимание на его отношениях с венгерскими чиновниками и на его деятельности после 1946 г. [[1]].

Вместе с тем, упомянутым трудам присущие и некоторые неточности и ошибочные утверждения. Вне поля зрения ученых остались взаимоотношения М. Попова с высшими иерархами православной церкви и местным духовенством, его управленческая деятельность во главе епархии и тому подобное.

В основании нашего исследования положены материалы архива Управления Службы Безопасности Украины в Закарпатской области (дальше Архив УСБУ) и Государственного архива Закарпатской области (дальше ГАЗО).

Целью данной публикации является исследование деятельности М. Попова как представителя венгерского министерства культов и администратора православной церкви на Закарпатье. Нами поставлено ряд заданий: на основании архивных источников изучить главные аспекты биографии М. Попова, которые повлияли на формирование его как религиозного деятеля; исследовать деятельность М. Попова направленную на утверждение константинопольской юрисдикции в Закарпатье; очертить основные проблемы в деятельности Попова-администратора и показать их последствия для развития православной церкви.

 

Михаил Попов родился 1 июля 1888 г. в станице Павловский Хоперского округа Донской области. В 1910 г. окончил семинарию в Новочеркасске. В этом же году принял сан священника. После чего он работал священником на станице Сершевской [Архив УСБУ. – Арх. крим. дело № 1411-С., Лист 12]. Во время Первой мировой войны находился в составе 9-го Донского кавалерийского полка и в других военных частях. После Октябрьской революции в России присоединился к Белой армии. В марте 1920 г. в Евпатории поступил в Русскую армию генерала Врангеля, где работал полковым священником. В начале ноября 1920 г. с остатками врангелевских войск эвакуировался в Константинополь. В 1921-1928 гг. М. Попов проживал в болгарском городе Ломеч, где выполнял обязанности военного и приходского священника. 19 апреля 1928 г. переехал в Будапешт, и по приказу митрополита Евлогия (Георгиевский) занял приход в белоэмигрантской колонии [Там же. – Лист 14]. 29 октября 1931 г. М. Попов был освобожден от занимаемой должности и лишен сана за вмешательство в дела политических и общественных организаций и аморальное поведение [Там же. – Лист 356]. После этого случая М. Попов перешел под юрисдикцию Карловацкого Синода русской зарубежной православной церкви. В 1932 г. был арестован венграм и интернирован, сначала проживал в Хайдунамаше, а с 1935 г. в Дебрецене. М. Попов занимался журналистикой, читал лекции в местном университете, где в то же время окончил философский факультет.

Епископ Владимир (Раич).

23 октября 1938 г. Синод Сербской православной церкви (дальше СПЦ) избрал епископом Мукачевско-Пряшевской епархии Владимира (Раич), который приехал в Закарпатье 16 ноября 1938 г. [ГАЗО. – Ф. 109, ОП. 1, Дело 461, Лист 41]. Согласно решению Венского арбитража, который состоялся 2 ноября 1938 г., от Чехословакии к Венгрии отошла западная часть Закарпатья с городами Ужгород, Мукачево, Берегово и 118 сел. В связи с этим, управление Мукачевско-Пряшевской православной епархии было перенесено в Хуст, куда 26 ноября 1938 г. переехал и епископ Владимир (Раич). Администратором православных приходов на оккупированной венграми территории епископ Владимир назначил игумена Аверкия (Таушев) [Хланта О., Официнский Р. Указ. сочин. – С. 62]. Игумен Аверкий (Таушев) узнав, что в Дебрецене проживает православный священник Г. Попов, пригласил его в свою епархию. Но позже, получив информацию о том, что М. Попов был лишен сана, запретил ему проводить богослужение [Архив УСБУ. – Арх. крим. дело № 1411-С., Лист 156].

В 1938 г. М. Попов получил венгерское гражданство. Его личностью начинает интересоваться венгерское Министерство культов. В этом же году он встречался с П. Телеки, который возглавлял упомянутый государственный орган [Хланта О. Указ. сочин. – С. 167]. П. Телеки имел целью склонить М. Попова к образованию в Венгрии автокефальной православной церкви, использовав при этом пражского архиепископа Савватия (Врабец).

Архиепископ Савватий (Врабец).

После оккупации Закарпатья венгерскими войсками, отношение к православной церкви было враждебное. Венгерское правительство считало, что деятельность православной церкви направлена на сотрудничество с советской властью и подозревало священников в антигосударственной деятельности. Осенью 1939 г. венгерская власть пришла к убеждению, что не стоит преувеличивать угрозу советского соседства в Карпатах, а тем более не надо связывать его с православной церковью [Данко О. Указ. сочин. – С. 170].

По поручению Министерства культов М. Попов наладил тесные связи с архиепископом Савватием (Врабец) и его сторонниками в Закарпатье. В этой работе ему способствовали – М. Дорослай – православный священник с г. Сегед (Венгрия), который в 1939 г. был избран председателем консистории Мукачевско-Пряшевской епархии, и Е. Якуб – секретарь архиепископа Савватия на Закарпатье [Архив УСБУ. – Арх. крим. дело № 1753-С., Лист 13]. Из местных чиновников созданию автокефальной православной церкви помогал регентский комиссар Г. Козма, окружной начальник в г. Хуст Банда и поджупан Дудинский. В 1938-1939 гг. М. Попов проводил работу со священниками обеих юрисдикций. В первую очередь он встретился со священиками-савватиевцами: И. Добошем, Г. Кенизом, иером. Сергеем (Марушка), которые выразили поддержку идеи создания автокефальной церкви в Венгрии. На очереди были переговоры с архимандритом Алексеем (Кабалюк) и его сторонниками, которые признавали власть епископа Владимира. Они дали принципиальное согласие перейти под власть архиепископа Савватия [Архив УСБУ. – Арх. крим. дело № 1411-С., Лист 91]. Когда в Закарпатье оказалось около двадцати церковных приходов, священники которых были согласны войти в состав автокефальной венгерской православной церкви, тогда венгерское правительство поставило вопрос перед архиепископом Савватием, о назначении М. Попова администратором православной церкви.

9 ноября 1939 г. архиепископ Савватий (Врабец) сообщил М. Попову,  что он намерен рукоположить его епископом или генеральным викарием православной церкви в Венгрии [Там же. – Лист 360]. 26 сентября 1940 г. архиепископ Савватий (Врабец) издал указ, согласно которому М. Попов назначался администратором православной церкви в Венгрии, ему предоставлялся сан протопресвитера [Там же. – Лист 370]. Во время пребывания в резиденции архиепископа Савватия (Врабец) в Праге М. Попов получил задание объединить в единую епархию все приходы в Венгрии и в Закарпатье, которые не признавали власть епископа Владимира (Раич). 5 октября 1940 г. в письме к Константинопольскому патриарху Вениамину, архиепископ Савватий (Врабец) просил рукоположить М. Попова в епископы православной церкви в Венгрии. Он обосновал свою просьбу тем, что венгерское правительство требует создания собственной автокефальной церкви [Там же. – Лист 391].

Активная деятельность архиепископа Савватия (Врабец) и М. Попова в Закарпатье вызвала резкую реакцию епископа Владимира (Раич). 7 октября 1940 г. он издал послание к „всем благочинным и настоятелям приходов”. В этом документе епископ предостерегал всех священников от общения с М. Поповым и Г. Дорослаем, отмечая, что они были лишены сана и действуют противозаконно [Там же. – Лист 359]. Устранению епископа Владимира (Раича) способствовала и международная обстановка – немецкие войска напали на Югославию. Весной 1941 г. немцы арестовали епископа Владимира в Белграде [Данко О. Указ. сочин. – С. 175].

В марте 1941 г. М. Дорослай и Е. Якуб организовали в г. Хуст и в г. Тячев собрания священников, на которых были подписаны ходатайства о назначении М. Попова администратором православной церкви. 12 апреля 1941 г. регент Венгрии М. Хорти назначил М. Попова „администратором греко-восточных венгерских и греко-восточных русинских церковных частей” [Budapesti Közlöny. – 1941. – 13 aprills. – S. 1]. 15 апреля 1941 г. М. Попов принес присягу лично регенту Г. Хорти. 31 мая 1941 г. игумен Феофан (Сабов), который был назначен администратором еще епископом Владимиром, собрал священников, и они выступили против назначения  Попова. На собрание явился М. Попов в сопровождении регентского комиссара Г. Козмы и начальника Второго отдела Министерства культов Ш. Есенского. Попов объявил собравшимися, что имеет приказ о назначении от имени регента Венгрии и приказал всем разойтись. На следующий день состоялся праздничный обед в честь назначения М. Попова, в котором участвовали местные чиновники и духовенство [Архив УСБУ. – Арх. крим. дело  № 1411- С., Лист 160].

Для изучения отношения духовенства Закарпатья к венгерскому правительству были проведены „оправдательные комиссии”. Они проходили в августе-сентябре 1941 г. под руководством юрисконсульта администратуры Фекете. В состав комиссии входили: М. Попов, М. Дорослай, Керекеш, архимандрит Алексей (Кабалюк) [Там же. – Лист 102]. Каждому священнику задавали ряд вопросов, которые касались его деятельности до прихода венгров. Все ответы записывались в протокол и отсылались в Будапешт. Только после прохождения проверки на лояльность к новой власти, священники могли рассчитывать на получение заработной платы.

В первом послании М. Попова в честь Воскресенья Христова 1941 г. провозглашалось образование „венгерской автокефальной церкви” [Максимишинец В., протоиерей. История Православной Церкви в Карпатской Руси. – Ужгород: Лира, 2004. – С. 140]. М. Попов призывал прихожан во всем повиноваться председателю государства – регенту М. Хорти и придерживаться чистоты восточной церкви [Архив УСБУ. – Арх. крим. дело № 1411-С., Лист 399-402]. Во втором послании от 16 сентября 1941 г. М. Попов просил православное население молиться за венгерских воинов, „которые борются против „власти сатаны” за спасение веры и церкви” [ГАЗО. – Ф. 151, Оп. 18, Дело 2299, Лист 1]. В целом М. Попов в 1941-1943 г. издал семь посланий к православным священникам и верующим и несколько распоряжений. В распоряжении №3 от 16 октября 1941 г. ко „всем священнослужителям, настоятелям приходов и монастырей” М. Попов приказывал подать в Епархиальное управление отчеты о церковном имуществе, о церковных и монастырских доходах за 1940 г. От настоятелей монастырей требовалось сообщить об общественно-просветительской работе среди населения (издание церковной литературы, воспитание молодежи, забота о вдовах и сиротах). От духовенства требовалось платить за счет Епархиального управления 3% от своей прибыли и погасить долги братству Святого Владимира. Указывалось, что в случае невыполнения данного распоряжения, отдельные представители духовенства будут строго наказаны [Там же. – Лист 418]. В распоряжении №4 от 31 декабря 1931 г., которое подписал от имени администратора секретарь И. Солко, указывалось на то, чтобы духовенство в течение Рождественских праздников позаботилось о семьях венгерских воинов-гонведов. Предлагалось священникам собрать пожертвования для армии (шерсть, ткань, деньги и т.п.) и выслать на адрес Епархиального управления [Там же. – Лист 420]. Своим распоряжением №5 от 10 января 1942 г. М. Попов обязывал духовенство провести 17 января 1942 г. поминальную литургию в память о смерти регентского комиссара М. Козьмы, предупредив об этом представителей местной администрации [Там же. – Лист 421].

26 июля 1942 г. во всех православных приходах, которые находились под руководством администратора М. Попова было проведено „Воскресенье военной помощи”. После литургии священники собрали денежную и натуральную помощь и передали ее семьям, члены которых находились на войне в составе венгерской армии. Священникам предлагалось принять активное участие в подготовке и издании календаря для православных верующих, который вышел из печати в конце года [Там же. – Лист 423]. Это было первое периодическое издание, которое разрешила венгерская цензура, начиная с 1938 г.

В конце 1942 г. под руководством администратора М. Попова находилось 112  224 православных, которые были сосредоточены в 164 приходах и филиалах. Их обслуживало около 120 священников, в том числе 43 монаха. В Закарпатской области также функционировало 12 мужских и женских православных монастырей и скитов [Шематизм Православной Мукачевской епархии на 1942 г. // Церковный календарь на 1943 год. Мукачево: Паннония, 1942. – С. 115-128].

Венгерское правительство финансировало М. Попова и архиепископа Савватия (Врабец). С октября 1940 г. М. Попов получал от Министерства культов конгруа в размере 512 пенгов в месяц, а после утверждения его в должности администратора он получал еще дополнительно 1040 пенгов в месяц [Архив УСБУ. – Арх. крим. дело. № 1411-С., Лист 93]. Во время первого визита в Прагу М. Попов получил 6000 пенгов. Он по собственной инициативе передал Савватию (Врабец) часть суммы. В 1942 г. архиепископ Савватий (Врабец) обращался в Министерство культов с просьбой о предоставлении ему материальной помощи. Министр Ш. Есенский выплатил архиепископу Савватию (Врабец) 2000 пенгов, но отказался предоставить ежемесячное содержание [Там же. – Лист 109].

Немцы стремились подчинить все православные церкви, митрополиту Берлинскому Серафиму (Ляде), который принадлежал к Карловацкому Синоду русской зарубежной православной церкви [Данко О. Указ. сочин. – С. 175]. Из письма М. Попова к иером. Василию (Пронин) от 15 января 1943 г. узнаем, что в первой половине января 1943 г. в его резиденции находился митрополит Серафим (Ляде). М. Попов указывал, что он приехал по его приглашению, как гость венгерского правительства [Архив УСБУ. – Арх. крим. дело № 1411-С., Лист 232]. 11 января 1943 г. состоялась встреча М. Попова и митрополита Серафима (Ляде), на которой обсуждался вопрос о деятельности православной церкви в Венгрии. Возможно, что на этой встрече поднимался вопрос об изменении М. Поповым юрисдикции, поскольку 30 мая 1942 г. немцы арестовали архиепископа Савватия (Врабец), по подозрению в крещение пражских евреев [Православная церквей Чешских земель и Словакии // http://ric.orthost.ru/europe/sc/mp/6/].

20 января 1943 г. в гостинице „Геллерт” в Будапеште состоялось совещание духовенства при участии митрополита Серафима (Ляде). Во время совещания перед М. Поповым было поставлено задание способствовать победе в войне над СССР посредством агитации среди населения, а также публикации посланий и распоряжений [Архив УСБУ. – Арх. крим. дело № 1411-С., Лист 34].

В апреле 1942 г. в Будапеште была создана высшая духовная школа. Причиной создания учебного заведения такого типа было отрицательное отношение венгерской власти к тому, что православные священники обучались и воспитывались в Югославии. Школа была рассчитана на то, чтобы после учебы священники испытывали чувство преданности венгерскому государству. Планировалась также переподготовка и тех священников, которые уже имели духовное образование. Преподавателями в духовной школе были в основном венгры. В первый год работы школы там училось 15 студентов, на 1944 г. их насчитывалось уже 40 человек, из которых 30 чел. – из Закарпатья [Там же. – Лист 182].

В целом М. Попов мало занимался сугубо церковными делами, в Мукачеве, где находилось Епархиальное управление, он бывал один раз в 2-3 месяца. В конце 1943 г. среди православного духовенства в Закарпатье начинается борьба за отстранение М. Попова от должности администратора. Главными активистами этого процесса были игумен Феофан (Сабов), секретарь Епархиального управления И. Солко, архимандрит Алексей (Кабалюк), священник Д. Беляков и другие. Их деятельность поддержали и работники Министерства культов в Будапеште – Ш. Есенский, С. Фал, Е. Мерше. В июле 1943 г. от Министерства культов пришло указание, согласно которому, все важные финансовые вопросы Министерство брало на себя, а церковная сфера отходила к Епархиальному управлению [Там же. – Лист 207]. Таким образом, М. Попов был отстранен от власти. 13 июня 1944 г. он был арестован венгерской полицией по подозрению в крещении еврейских детей за большие взятки, что М. Попов и не отрицал. В конце декабря 1944 г. М. Попов был выслан в Германию на принудительные работы. Во время этапа ему удалось бежать. Скрывался до прихода советских войск [Там же. – Лист 63]. 1 мая 1946 г. М. Попов написал письмо патриарху Московскому Алексию (Симанскому) с просьбой принять его под свою юрисдикцию как священника, или мирянина [Там же. – Лист 67]. В начале апреля 1947 г. в Будапеште М. Попов был арестован советскими органами госбезопасности. 9 сентября 1947 г. Закарпатский областной суд осудил его на 25 лет исправительно-трудовых лагерей. Для отбывания наказания М. Попова отправили в Воркуту, Коми АРСР. 19 октября 1955 г. из лагеря Мордовской АРСР он написал жалобу в Москву, в которой сообщил, что в сентябре этого же года был освобожден досрочно и хлопотал о возвращении в Венгрию [Хланта О., Официнский Р. Указ. Сочин. – С. 66]. Данные о возвращении в Венгрию М. Попова не найдены и последующая его судьба не известна. Реабилитирован в 1992 г.

Таким образом, деятельность М. Попова на Закарпатье в 1938-1943 гг. нельзя оценивать однозначно. Будучи белоэмигрантом он выступал против советской власти и пытался сделать все, чтобы помочь ее свержению. Он сделал ставку на Германию и Венгрию и призывал духовенство во всем помогать в войне с СССР. Проводя агитацию за архиепископа Савватия (Врабец), М. Попов способствовал углублению церковного раскола среди православных в Закарпатье, что ослабляло православную церковь. После его назначения на пост администратора, две православные юрисдикции официально были объединены, хоть и на незначительное время. Позитивным в его деятельности является то, что М. Попов заботился о развитии духовного образования среди православного духовенства, пытался упорядочить работу церковных органов. Бесспорно, советский режим не имел права судить гражданина другого государства, М. Попов стал одной из его жертв.

Титульный лист дела М.Попова.

Примечания:

[1] Офіцинський Р. Політичний розвиток Закарпаття у складі Угорщини (1939-1944). – К., 1997; Хланта О., Офіцинський Р. Про один із закарпатоукраїнських епізодів міжнародно-релігійного контексту (Діяльність Михайла Попова, адміністратора Мукачівської православної єпархії у 1938-1944 роках) // Україна на міжнародній арені у ХХ столітті. Науково-методичний збірник матеріалів конференції на допомогу учням шкіл і студентам (Ужгород, 13 травня 1999 р.). – Ужгород: Патент, 2000. – С. 61-84; Хланта О. Православна церква на Закарпатті у складі Угорщини (березень 1939 – жовтень 1944 р.) // Українські землі в роки Другої світової війни. Науково-методичний збірник матеріалів конференції (Ужгород, 19 грудня 1997 р.). – Ужгород, 1998. – С. 165-170.


Здесь читайте:

Православные деятели: | АВ | ВА | ДАИАКАМАНАПАСА | ФА

Патриархи Русской православной церкви

 

 

СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ

Rambler's Top100 Rambler's Top100

 Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

на следующих доменах:
www.hrono.ru
www.hrono.info
www.hronos.km.ru,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС